Основные элементы языка

Программа на языке Паскаль состоит из двух частей: описание действий, которые должны быть выполнены и описание данных, над которыми они выполняются. В тексте программы описание данных предшествует описанию действий. В этом выражается общее правило языка – каждый встречающийся в программе объект должен быть предварительно описан.
Описание данных состоит из описания переменных. Операторами называются действия над данными. В общем виде любая Паскаль – программа имеет вид:

заголовок программы
раздел описания переменных
раздел операторов
Заголовок программы имеет вид:
program имя программы;

Здесь слово "program" – это так называемое ключевое (или служебное или еще говорят зарезервированное) слово. Оно должно записываться именно так (без кавычек), а не иначе. Допускается использовать как строчные, так и прописные буквы. Записи PROGRAM,  Program, ProgRam – разрешены и означают одно и то же.
Так начинаются все программы, написанные на языке Паскаль. Здесь нечего понимать, просто так принято разработчиком языка.

В  принципе допускается не использовать заголовок program,  но  лучше все-таки начинать программу именно с заголовка!

Имя программы – это любая последовательность букв, цифр и некоторых знаков. Такие последовательности называются идентификаторами. Идентификатор состоит из 1-127 символов – букв, цифр или знаков подчѐркивания, при этом первым должна быть буква или знак подчёркивания. Идентификатор не должен совпадать ни с одним из ключевых слов. В идентификаторе не должно быть (.) – точки, (,) – запятой, самих скобок ( ), а также  пробелов и знаков операций.

Примеры правильных идентификаторов:
• Х3
• Summa
• VOLVO
• Select_screen_color
Примеры неправильных идентификаторов:
• 3х  начинается с цифры
• Sum.ma    внутри идентификатора есть точка
• VOL  VO  есть пробел


Переменные. Стандартные типы.

Каждая переменная имеет имя и тип. Имя переменной – это произвольный идентификатор. В дальнейшем будем говорить "переменная х", вместо "переменная с именем х".
Тип переменной определяет множество её возможных значений, набор допустимых операций над переменной и размер занимаемой памяти.

В Паскале существуют следующие стандартные типы переменных:

• integer (целый), 
• real (вещественный),
• boolean (логический),
• char (символьный),
• string (строковый). 

Значениями переменных целого типа являются целые (и только!) числа.
Примеры целых чисел:

25            +150              -200      10000

Операции над целыми числами таковы:
• +  (сложение), 
• -  (вычитание), 
• * (умножение), 
• div  (деление  нацело), 
• mod (остаток от деления двух целых чисел).

Значениями переменных вещественного типа являются вещественные числа. Определены следующие операции над вещественными числами:
• + (сложение),
• - (вычитание),
• * (умножение),
• / (деление).

Запись вещественных чисел похожа на общепринятую, только вместо запятой используется точка и вместо степени 10 используется буква  Е.

Пример:
Таблица 2.1
Общепринятая на Паскале

5,30 5.30
-1,0 -1.0
41000 41000 или 4.1Е4
-0,73∙10-2 -0.73Е-2


Значениями переменных логического типа является true (истина), false (ложь). Определены операции: not (не), and (и), or (или), xor (исключающее или).
Значения переменных символьного типа – одиночные символы. Для представления символов в памяти компьютера используются специальные таблицы кодирования, о которых речь пойдет позже.

Значения переменных строкового типа – цепочка символов. При записи констант символьного и строкового типа используют одиночные кавычки.

Пример.
'А' - это символ А
'Это цепочка символов'

Операции отношения

Существуют следующие операции отношения:

• = равно, 
• <> не равно,
• < меньше, 
• > больше, 
• <= меньше или равно,
• >= больше или равно.

Результатом этих операций являются логические значения  true или false.


Раздел описаний переменных

Этот раздел имеет вид:

var

описание 1; описание 2; …; описание n;
var – ключевое слово (от английского variable – переменная)
описание имеет вид:

переменная 1, переменная 2, …, переменная m: тип;
переменная 1, переменная 2, …, переменная к: тип;
…………………………………………………………
переменная 1, переменная 2, …, переменная s: тип;
тип – одно из ключевых слов: integer,  real, boolean,  char,
string
Пример раздела описаний:
var a, b, c, x, y: real;
i, j, k, m, n: integer;
FLAG: boolean;
symbol: char;

Выражения. Порядок выполнения операций.

Совокупность переменных и констант, соединенных знаками операций и скобками, называется выражением.

Пример.
(a+b)/c
((n+q1)*dx+(i+j)*dy)/(x1-2)*(y1-2)

Правила выполнения операций в Паскале:
1. Умножение и деление выполняются раньше, чем сложение и вычитание. Говорят также, что умножение и деление имеют более высокий приоритет, чем сложение и вычитание.
2. Операции, имеющие одинаковый приоритет выполняются слева направо.
Умножение и деление имеют одинаковый приоритет, сложение и вычитание имеют также одинаковый приоритет.

Исходя из этих правил выражение
4/8*5
будет вычисляться следующим образом:
Сначала будет вычислено 4/8 (=0.5), а затем результат будет умножен на 5.
Получится 0.5*5=2.5
Всякое отклонение от этих правил должно регламентироваться скобками, т.к. действия над переменными стоящими в скобках выполняются в первую очередь.

Константы

В Паскале есть возможность присвоить константе имя, при этом в последующем тексте программы всюду вместо этой константы можно использовать её имя. Все определения констант перечисляются в специальном разделе – разделе описания констант, имеющем вид:

const
имя 1 = значение 1;
имя 2 = значение 2;
…………………………………………………
имя n = значение n;
Пример.
const
r = 1.87E+5;
g = 981E-2;
atmosphere = 760;
pi = 3.14159;
Давая имена константам, мы делаем программу более понятной. Запись
2*pi*r гораздо понятнее и информативнее, нежели запись
2*3.14159*1.87Е+5
Кроме того, при внесении изменений в программу нам будет достаточно изменить только значение константы. Следует иметь в виду, что память для констант не отводится. Компилятор вставляет их значения в нужные места прямо в двоичный код программы.

Комментарии в программе

Для того чтобы программистам было легче читать и разбираться в программах, в языке предусмотрены средства для комментирования фрагментов программного кода. Комментарием называется некоторый пояснительный текст на обычном человеческом языке, поясняющий те или иные действия программиста.
Комментарии бывают одно строчные и много строчные. Одно строчный комментарий начинается с символов // и размещается только в одной строке.
Например:
// переменная i используется как индекс
//в операторах цикла
i:= 0;  // Инициализация переменной
Как мы видим, комментарий можно располагать в одной строке с оператором!
Много строчный комментарий, как явствует из названия, позволяет размещать комментарии в нескольких строках. Много строчный комментарий начинается с символов (* и заканчивается символами *). В качестве ограничителей комментария используются также фигурные открывающие и закрывающие скобки {}.

Например:

(* переменная i используется как индекс
в операторах цикла *)
i:= 0;  (* Инициализация переменной *)
или
{ переменная i используется как индекс
операторах цикла }
i:= 0;  { Инициализация переменной }
Программисты чаще всего используют однострочный комментарий и многострочный комментарий с фигурными скобками.
Последнее изменение: Суббота, 15 Август 2020, 02:35